www.apteka24.ua АПТЕКА 24 №❶ в Украине!

Детский распорядок дня

28.03.2017

Детский распорядок дня_4.jpg

У взрослых людей в этом отношении все несколько проще. Наш распорядок дня является сложным скомпонованным режимом, который зависит от особенностей рабочего графика, возникающих бытовых необходимостей, жизненных обстоятельств, привычек и предпочтений и, конечно же, от внутренних встроенных биологических часов. Как говориться: «К режиму "лечь в 5 - проснуться в 15" привыкаешь за пару дней, а вот режим "лечь в 22 - проснуться в 6" может быть непосильным и на протяжении нескольких лет. Однако, это особенности продиктованы именно взрослым, регламентированным образом жизни. 

Сотрудник офиса с четко определенными часами работы вынужден держать дома один или несколько приборов для своевременного пробуждения – все зависит от способности переходить утром от сна к бодрствованию. Фрилансер в этом отношении более независим, однако также имеет четкий график деятельности, который позволяет ему своевременно справляться с порученными объемами работы. Еще одной отличительной чертой распорядка дня взрослого человека очень часто является необходимость его подстройки под режим своих детей. И если в более старшем возрасте эта адаптация, в основном, происходит в виде ночных бдений в ожидании возвращения ребенка домой, то на ранних этапах – вариантов очень много. Зависят же они, несомненно, от того возраста в котором пребывает ваше чадо.

Чередование видов деятельности

По своей сути режим дня ребенка с первых дней жизни является структурированным распределением определенных временных отрезков на различные виды деятельности в течение суток. Сон должен чередоваться с активным отдыхом, прием пищи с активными играми, процесс обучения с помощью родителям в быту. Традиционно все это находило отражение в разработанных специалистами педагогики и здравоохранения режимах дня. В настоящее времяРежим дня - это распределение времени на различные виды деятельности в течение суток. Он призван сбалансировать периоды работы и отдыха, сна и приемов пищи. 

Детский распорядок дня_3.jpg

Распорядок дня традиционно является неотъемлемой частью воспитания детей. Впрочем, с этой точкой зрения в настоящее время согласны не все родители. Свое суждение они обосновывают тем, что:

  • для грудных детей распорядок дня не нужен, а для подростков он невыполним;

  • режим сковывает индивидуальность ребенка, ограничивает его свободу и креативность, подгоняет всех под единый стандарт;

  • нарушает их физиологические индивидуальные потребности и особенности;

  • режим дня является наследием устаревших моделей воспитания, основанных на жестких методиках.

Преимущества соблюдения режима дня

Тем не менее преимущества соблюдения определенного режима дня все же неоспоримы. Помимо прямого положительного влияния на физическое здоровье режим дня помогает избежать спешки, суеты, непредсказуемости и хаотичности различных действий. Ребенок с первых лет жизни привыкает к принятию самостоятельных решений, поскольку определенные зафиксированные в памяти алгоритмы позволяют не получать от родителей постоянных указаний о некоторых рутинных вещах, вселяют спокойствие и уверенность. При переходе от режима неорганизованного детства к посещению яслей и детского сада, а также к обучению в школе, процесс адаптации к новым условиям и расписаниям происходит более безболезненно. И для креативных занятий при этом остается больше времени, так как привычные и обычные процедуры происходят автоматически, без дополнительных пояснений и раздумий.

Самая сложная организация режима, конечно же у новорожденных детей, находящихся на грудном вскармливании. Они едят и спят, руководствуясь исключительно своими собственными ощущениями. Переход на «кормление по требованию» никак не способствует строгому прописыванию времени для еды в ежедневном графике. Главное, чтобы мамочка в этот момент была рядом. Однако, постепенное приведение остальных потребностей малыша к его физиологическим биоритмам, по сути и является формированием его самого первого режима дня. К этому относится формирование дневного сна, добавление в рацион прикорма, который в отличие от вкусного и питательного маминого молочка, можно и нужно давать не «по требованию», привыкание к вечерним расслабляющим водным процедурам, прогулкам или сну на свежем воздухе и активным играм, которые проводятся по определенному расписанию.

Детский распорядок дня_5.jpg

Распорядок дня должен быть достаточно гибким. В первые шесть месяцев это будет, как правило чередование кормлений, сна и бодрствования с добавлением вечерних купаний. Это скорее ежедневный график, который еще нельзя назвать полноценным режимом дня. К тому же он очень часто нарушается то кишечными коликами, то режущимися зубками, то недомоганиями после прививок. В возрасте от полугода до одного годика дети постепенно переходят на двукратный и однократный дневной сон, ночные бодрствования также значительно уменьшаются и режим дня становится все более структурированным. Начиная с первого года и примерно до трех лет детский режим дня во многом похож на взрослый, со своими особенностями, конечно. В нем появляется фиксированное время просыпания, время на утреннюю гимнастику, прогулки, дневной сон, утренний и вечерний туалет. В графах, связанных с питанием появляются пункты «завтрак», «обед», «полдник», «ужин». 

В том случае, если ваш малыш должен будет пойти в детский садик, то нужно заблаговременно перейти на удобное для него и для родителей время перехода от сна к бодрствованию. От этого же как раз будет зависеть и время вечернего отхода ко сну. Это поможет родителям избежать постоянной утренней спешки и опозданий, а ребенок будет приходить в детский коллектив в хорошем настроении и отдохнувший. В выходные дни можно позволить ребенку немного понежиться в постели, однако в целом распорядок дня нужно соблюдать. Естественно, что он будет отличаться от обычного, тем не менее время приема пищи и дневного сна должны быть фиксированными. Следующий важный этап – это переход к обучению в школе. Распорядок дня в школе очень важен и зависит от множества факторов. В отличие от садика здесь уже недопустимы опоздания, а выполнение домашних заданий является обязательным. Большую роль играет наличие дополнительных занятий, посещение кружков, спортивных секций, музыкальных классов, концертов, школьных мероприятий. Школьный режим дня – это уже полностью сформированный и структурированный план работы на день, который помогает планировать все мероприятия и своевременно к ним готовится. Естественно, что этот график должен быть разумным, выполнимым, по возможности гибким, а также учитывать интересы, потребности и возможности всех членов семьи.

Пример родителей и игровые расписания

Для того же, чтобы приучить ребенка к распорядку дня, прежде всего, необходимо быть для него самым настоящим примером. Если у самих родителей распорядок дня не установлен, то ребенок обязательно пойдет по пути наименьшего сопротивления. А организовать распорядок ребенка достаточно просто – дети очень любят различные игровые расписания, таблички, расставление всяческих флажков, галочек и других пометок. Шаг за шагом, игровым путем ваш ребенок постепенно вольется в формирование своего же режима. На основе полноценного диалога «отцов и детей» он будет составлен наиболее оптимально и с учетом всех мнений, возможностей, пожеланий. Нежелательно отклоняться от распорядка дня ради рутинных событий – прихода гостей, приезда родственников.

Детский распорядок дня_2.jpg

Однако, если ребенок приболел, то естественно, что коррекция необходима. Также не следует слишком интенсивно ломать биофизиологические особенности ребенка. Распорядок дня – это динамическая организация процесса, а не монолитный и неизменяемый догмат. Невозможно придерживаться одного и того же графика во время учебного семестра и школьных каникул, на летнем отдыхе и в период экзаменов и олимпиад. Все должно основываться на взвешенности, разумности и полезности. И, таким образом, даже достаточно плотно сформированный распорядок станет для вас и для ваших детей настоящим помощником, а не дополнительным источником нервных стрессов и неудобств. А в вашем жизненном графике появится пара – тройка тех самых часов, которых так не хватает в наших загруженных двадцати четырехчасовых сутках. Сама же концепция модного современного направления «тайм – менеджмент» может быть изложена в доступном для запоминания даже ребенком следующего четверостишия: «Я повсюду, где бываю, всё на свете успеваю. Потому что у меня строгий распорядок дня!» Или же в модификации Самуила Яковлевича Маршака будет звучать так: «Вовремя пей, вовремя ешь, – будешь до старости крепок и свеж».